Аннотация
Статья посвящена анализу роли интегральных трансформационных практик (ИТП) в гармоничном развитии человека. В статье излагается авторское понимание интенции с точки зрения интегративной психологии и причины блокирования реализации интенции; рассматривается процесс преодоления блокирования реализации интенции. Также дается краткий обзор современных работ, касающихся применения ИТП в мировой практике интегральной и трансперсональной психологии и психотерапии; предлагается авторский метод применение ИТП для формулирования и реализации интенции.
Ключевые слова: интегральные трансформационные практики, интенция, живая структура человека, эволюция.
Сведения об авторе: Дороганич Светлана Дмитриевна, Москва
Annotation
This article analyzes the role of the integral transformative practices (ITP) in the harmonious development of the person. The article highlights the author's understanding of intention in terms of integrative psychology and the reasons for blocking the implementation of intentions, discusses how to overcome the blocking of the implementation intention. It also provides an overview of current work on the use of ITP in the world of the integral and transpersonal psychology and psychotherapy, offers the author's method of application of ITP for the process of formulation and implementation intentions.
Кeywords: integral transformative practices (ITP), attention, living structure of human, evolution.
Аuthor: Svetlana Doroganich, Moscow
В данной статье автор рассматривает определение интенции с точки зрения интегративной психологии и причины блокирования реализации интенции. Также автор предлагает применение интегральных трансформационных практик для формулирования и реализации интенции. В основе этого предложения – более, чем десятилетний опыт, полученный автором в работе с постоянно действующими клиентскими группами, а также в индивидуальной работе с клиентами.
По мнению автора, человеческое тело представляет собой пограничную зону между двумя вселенными, противоположными на первый взгляд: между нематериальной вселенной, миром сознания, и физической вселенной, материальным миром. Живая структура человека (физическое тело и сознание) находится в постоянном поиске баланса между бесконечным пространством, расширением, которое постоянно ищет жизнь, и концентрированным пространством, характерным для физической вселенной. Физическая вселенная состоит из пространства, времени и энергии. И в этой физической структуре жизнь присутствует в виде сознания и проявляется в виде присутствия, внимания и интенции. Подобное мнение можно видеть также в работах Tricot, 2000; Brinette, 1992; Sills, 1998; П.Трико, 2008.
Определение интенции
Когда автор пишет об интенции (или намерении), то имеет в виду:
- осознанный замысел личности совершить акт воли;
- факт задания определенной цели, которую личность стремится достигнуть;
- модуляция внимания, которому сознание придает направление, смысл и форму (П.Трико,2008).
С помощью интенции сознание посылает информацию в выбранное пространство, которое оно собирается занять. Интенция позволяет сформулировать просьбу. Живая структура человека отвечает на намерение, но она отвечает в соответствии с возможностями данного момента (Tricot, 2000).
Интенция может быть осуществлена в промежуток времени, который личность определила для ее реализации. Но могут появиться ситуации, когда в осуществлении намерения возникают трудности. То есть существует определенная цель, которую личность стремится достигнуть, но в тот промежуток времени, который личность определила для ее реализации, она достичь ее не может. Автор называет это блокированием реализации интенции.
Причины блокирования реализации интенции.
Прежде всего, можно говорить о намерении, в котором есть несоответствие между желаемым и действительным. Человек взял для себя слишком высокую планку и испытывает фрустрацию из-за невозможности эту планку преодолеть.
Автору часто задают такие вопросы: А что есть эта планка? Если сознание человека предоставило ему намерение определенного уровня, значит ему, действительно, необходимо его реализовать для своего дальнейшего развития. Тогда почему человек, имеющий запрос на определенный уровень намерения, не видит пути его реализации? Почему он не верит в потенциальные возможности своего физического тела, интеллекта, сознания и духа?
Далее автор отвечает на вопрос: «А что же, в конечном счете, блокирует реализацию интенции?»
Живая структура человека – это система, находящаяся в постоянном противоречии. Ей нужно обмениваться с окружающей средой, чтобы поддерживать ощущение собственного существования, и одновременно существовать отдельно от этой среды, чтобы сохранять свою индивидуальность.
От этих противоположных необходимостей рождается взаимное напряжение, которое стремиться найти равновесие.
Когда выживание структуры человека поставлено под угрозу (физическая или психическая травма любой природы), она старается усилить то, что отделяет ее от внешней среды. Она задерживает энергию, что приводит к увеличению напряжения, уплотнению и инерции в структуре физического тела человека. Кроме этого, возникает изоляция, снижение коммуникации (Tricot, 2000).
Когда это явление становится хроническим для структуры человека, то автор это называет блокирование энергии. Так как «энергия – это информация в движении» (Brinette, 1992 г.), то каждое блокирование содержит информацию о том, что ее вызвало. В том числе, информацию о возможностях человека. Если ситуация физической или психической травмы была вызвана проявлением каких — либо личностных качеств человека, как правило, информация об этих качествах блокируются (или вытесняется) сознанием. Для живой структуры человека повторное проявление подобных личностных качеств человека кажется потенциально опасным.
Блокирование энергии – это ответ на агрессию. Если блокирование существует, а агрессии, вызвавшей ее больше нет, это значит, что структура человека застыла в моменте времени, который больше не существует. Это прошлое в настоящем. Такая ситуация заставляет человека жить в настоящем, используя параметры прошлого. То есть, человек оказывается неадаптированным к настоящей жизни.
Блокировать энергию – значит блокировать информацию. Остановленная энергия становится потенциальной. Она несет информацию, блокированную в зоне физической или психической травмы и мешающую человеку жить в настоящем времени. Эта память является разрушающим агентом. К тому же она неосознанная. Она является повреждением, недоступным для сознания человека, действует без его ведома.
Таким образом, можно предположить, что реализация интенции блокируется вследствие блокирования информации о важных для человека качествах, без осознания которых в себе он не может реализовать то или иное намерение. «Любое умственное, эмоциональное или физическое событие, которое сбивает с пути, нарушает и прерывает свободные внутренние ритмы жизни, создает звено цепи, приковывающее человека к его прошлому» (Frymann, 1998 г.)
Потенциальными источниками, причинами блокирования реализации интенции являются все ситуации, которые ставят под реальную или предполагаемую угрозу жизнь человека, проживающего эти ситуации и функционирование его организма. Автор разделил эти ситуации на три большие группы, в зависимости от преобладающего типа энергии, а значит и информации:
- травматические ситуации;
- ситуации стресса;
- метаболические ситуации (избыток или недостаток веществ, интоксикация).
Все эти три типа явлений относятся к ситуациям, в которых живая система человека не справляется с энергией и информацией, с которыми она столкнулась.
С точки зрения сознания, это приводит к усилению индивидуализации за счет уменьшения обмена, или общения, с окружающей средой. Структура человека начинает меньше осознавать, что она существует. Сознание меньше обменивается с физическим телом, сознание как бы забывает о физическом теле.
С точки зрения физической вселенной, блокирование энергии проявляется увеличением плотности, напряжения и инерции некоторых зон физического тела, такие зоны находятся в состояния сжатия, они притягивают к себе ткани тела, с которыми связаны. Это нарушает глубокую механику физического тела человека и телу приходится создавать адаптации.
С точки зрения физиологии, телесные зоны в состоянии пониженного общения хуже выполняют вверенные им функции. Это заставляет организм налаживать компенсаторные функции.
С точки зрения обращения жидкостей в теле человека, речь идет о замедлении и стагнации потоков жидкостей. Это приводит к застоям и накоплению потенциально токсических веществ.
Таким образом, для преодоления блокирования реализации интенции необходим холистический (целостный) подход к живой структуре человека, включающий работу с физическим телом и сознанием человека.
Итак, принимаем, что основной причиной блокирования реализации интенции является блокирование энергии и, как следствие, блокирование информации и отказ от общения зон, в которых блокирована энергия. Что же необходимо предпринять, чтобы вступить в контакт с этими зонами?
Чтобы приблизиться к живой структуре зон задержки энергии, войти с ней в контакт, необходимо синхронизироваться с ее физической реальностью и ее сознанием.
Человек сам является сознанием, которое мы иногда идентифицируем с «внутренним целителем». С помощью своего присутствия, внимания и интенции человек может обратиться к сознанию структуры и войти с ней в контакт. Так же он может войти в контакт с материальной реальностью своей живой структуры и структуры другого человека и синхронизироваться с напряжением, болевыми ощущениями, плотностью телесных зон задержки энергии.
Контакт с этими двумя реальностями проявляется в виде движения структуры – таким образом, она высвобождает свой заряд энергии и информации. После этого происходит момент неподвижности, глубокая релаксация, во время которой происходит разблокирование зоны задержки энергии и информации. Это проявляется возвратом структуры к общению, ее реинтеграция в сознание организма, снижение напряжения и плотности в зоне задержки и во всем организме. Улучшается механика, физиология и ток жидкостей, как локально в данной области, так и во всей системе тела. Человек может чувствовать как глубокое расслабление и освобождение, так и недомогание. Это связано с освобождением информации, накопленной в зоне задержки энергии.
Каким образом происходит контакт человека с его зонами задержки (блокирования) энергии.
Вполне очевидно, что для этого необходима телесная работа. Есть много методов, культивирующих тело – бодибилдинг, аэробика, хатха йога, танцевально-двигательная терапия и т.д. Очевидно, что эти методы могут быть полезны и эффективны и могут содействовать укреплению здоровья и развитию многих людей в определенные моменты их жизни. Но существует риск, что телесная работа будет осуществляться только этими методами, поскольку они могут быть выбраны из «ума» человека. Он может руководствоваться общими стандартами, продиктованными социумом, модой на те или иные позы, движения, на внешний вид. Такая практика может помешать телу создавать движения, позы, которые могут быть более естественными, жизненно важными для развития человека (Ferrer, 2003) и могут помочь с освобождением зон задержки (блокирования) энергии. Например, поднятие тяжестей может способствовать улучшению мышечного тонуса, но также может построить такую мышечную «броню», которая сделает физическое тело человека непроницаемым для потока, как жизненной энергии, так и энергии сознания. Для подлинного соматического роста крайне важно установить контакт с телом, разглядеть его состояние «здесь и сейчас» и его потребности, а затем создать пространство, благотворное для рождения собственной практики (Ferrer, 2003). Другими словами, человек должен разработать свою собственную «йогу», исходя из своих потребностей.
С. Соватски отмечает в своем исполнении йоги как ARS эротики: «позы йоги (асаны) впервые возникли спонтанно изнутри тела и его жизненной энергии; руководствуясь своими внутренними исследованиями, прана движет тело».
Леонардо и Мерфи в работе «Будущее тела» (1995 г.) утверждают: «Существует глубокая мудрость в теле, в пульсации крови, ритме дыхания, повороте суставов…».
«Когда тело становится проницаемым для жизненно важных и сознательных энергий, оно может найти свой собственный ритм, привычки, позы, движения, ритуалы» (Ferrer, 2003).
Таким образом, процесс освобождения зон задержки (блокирования) энергии и, как следствие этого, процесс преодоления блокирования реализации интенции может быть изложен четырьмя последовательными этапами:
1. Состояние присутствия и внимание к своему физическому телу, соединение с состоянием тела «здесь и сейчас». Осознание своего эмоционального состояния.
2. Осознание своих потребностей, сигналов тела (слышать «зов» тела). Работа с «внутренним целителем»: призывать источник вдохновения, творческую энергию для реализации потребностей (формулирование интенции).
3. Появившаяся в результате такого «зова» творческая энергия регулирует исцеление и/или созревание тела путем разработки или выбора собственной практики.
4. В результате удовлетворения этих потребностей, осознания сигналов («зова») тела, преобразования потенциальной энергии в творческую, кинетическую энергию, в человеке проявляются новые навыки и возможности в соответствии с динамикой развития тела, что приводит к высвобождению блокированной энергии и информации из зон задержки, возвращает информацию об утраченных личностных качествах человека, помогает реализации интенции.
«Тело и душа – это один и тот же объект, рассматриваемый двумя разными способами» (Alexis Carrel, «L’Homme, c’est inconnu») и вышеизложенные этапы соответствуют развитию и других человеческих аспектов. «Сердце очищается от борьбы, а ум от гордости». И если мы воспринимаем тело как пограничную зону между двумя вселенными — миром сознания и материальным миром, то мы можем говорить об освобождении энергии и реализации интенции во всех аспектах жизни человека, о целостной интеграции. «Этот процесс никогда не бывает окончательным, он всегда в состоянии эволюции. Но там, где происходят глубокие изменения в человеческой душе, нет более эффективного учителя, чем тело» (Ferrer, 2003).
Теперь я рассмотрю природу той творческой энергии, которую человек призывает и которая регулирует исцеление и/или созревание тела путем разработки или выбора человеком собственной практики.
Что же такое энергия?
Современные физики сводят физическую вселенную к трем основным элементам, объединение и комбинация которых обеспечивает создание и поддержание материального мира. Это пространство, время и энергия. С физической точки зрения энергию можно определить как «способность системы к выполнению работы» («Encarta»). Существует множество форм энергии: механическая, термическая, солнечная, лучевая, электрическая и т.п. Энергия может переходить из одной формы в другую или разделяться на несколько форм. Физики доказали, что общая энергия системы остается неизменной. Энергия может быть непроявленной (потенциальной) или проявленной, главным образом, в виде потока.
Используя знания древних духовных учений разных традиций, классики психологии и психиатрии и современные психологи применяют для описания и объяснения психических процессов понятие психической энергии. Так, например, Карл Густав Юнг в книге «О природе психе» пишет: "Психе — это не хаос, состоящий из случайных капризов и обстоятельств, а объективная реальность, к которой исследователь может получить доступ с помощью методов естественной науки. Существуют указания и приметы, которые ставят психологические процессы в некоторого рода энергетическое отношение с физиологическизм субстратом. Поскольку они являются объективными событиями, их едва ли можно объяснить чем-то еще, кроме энергетических процессов, или, говоря иначе: несмотря на неизмеримость психических процессов, ощутимые изменения, совершаемые психе, можно понять лишь в качестве феноменов энергии".
«…В любой психической структуре (например, в перцептивном образе) представлен ее динамический аспект, поскольку такая структура "работает", организуя и регулируя поведение. Тем более этот динамический аспект неизбежно присутствует в любой психической функции, поскольку функционирование по самому своему существу вообще не может быть обособлено от движущего фактора. Но этот собственно движущий фактор психического акта слит воедино с его операционными компонентами и кинематическими характеристиками, которые представляют пространственно-временную организацию, как предметной психической структуры, так и самого процесса ее функционирования.
Отделение собственно динамического фактора от всех операционных и структурно-кинематических компонентов "освобождает" в остатке абстракт, который оказывается характеристикой не пространственно-временной организации самого процесса функционирования, а природы его силового, пускового источника. Этот "чистый" остаток – абстракт содержит в себе не что иное, как энергию". (Л.М.Веккер "Психика и реальность")
Тайны вселенной всегда влекли исследователей и материального, и психического мира. Что есть проявленная и непроявленная вселенная, проявленная и непроявленная знергия, «светлая» и «темная».
С. Соватски пишет в своей книге «Your perfect lips» (2005 г.):
«И все это время Кришна — Джаганнатха, Повелитель Вселенной, —
Просто непреклонно развертывает, секунда за секундой,
Эту самую вселенную, крайне неопределенную и нечеткую,
Которая на три четверти для нас темна и невидима
(теперь, спустя пять тысяч лет, на том сошлись и физики),
А на одну четверть – светла, видима и непостоянна».
К. Уилбер говорил о фоновом бессознательном как о «глубинных структурах, существующих, как потенциально готовые возникнуть в какой-то точке будущего…, данные коллективному человечеству – принадлежащие каждому уровню сознания…Когда – и если – возникло все, содержащееся в фоновом бессознательном, тогда остается только сознание: все сознательно, будучи всем. Как говорил Аристотель, когда все потенциальности актуализируюся, то результатом будет Бог» (К. Уилбер «Проект Атман», М., 2004).
Для объяснения природы творческой энергии, которую человек призывает и которая регулирует исцеление и/или созревание тела путем разработки или выбора человеком собственной практики, я использую работы испанских психологов и физиков Марины Ромеро и Рамона Албареда. Теория этих авторов мне кажется наиболее интересной и достоверной на сегодняшний день. Ромеро и Албаредо предполагают, что помимо трансцендентной энергии сознания есть имманентный источник в космосе, который они называют «темная энергия» (ТЭ). Прилагательное «темная» не имеет отрицательных коннотаций, а определяет энергетическое состояние, в котором все возможности еще не дифференцированы и, следовательно, не могут быть увиденными «светом» сознания, т.е. неосознанны. ТЭ является Materia Prima, т.е духовная энергия в состоянии трансформации, еще неактуализированная, наполненная потенциалами и возможностями.
ТЭ является источником подлинного новаторства и творчества на всех уровнях (Heron, 1998).
В человеческой реальности ТЭ является источником смысла жизни, жизненных сил и природной мудрости, а также как организующий принцип для нашей реализации, сексуальности и инстинктивной жизни (Ferrer, 2003).
Для Ромеро и Албареда (2004 г.) энергия сознания и ТЭ, в конечном счете, суть одно, но в разных состояниях. В то время, как ТЭ – плотная, аморфная и недифференцированная, энергия сознания – тонкая, светлая и бесконечно дифференцированная. Это различие может иметь важные последствия для духовной практики и творчества. Например, это может освободить нас от традиционного «монопольного» духовного видения, которое понимает духовность, возникающую исключительно из взаимодействия нашего опыта и тонкой (трансцендентной) формы духовного сознания (Heron, 1998).
Чем больше человеческих аспектов (тело, инстинкты, эмоции, сердце (чувства), интеллект, сознание, душа, дух) принимает участие в духовных процессах, тем более творческой становится духовная жизнь. Таким же образом как наш ум и сознание являются естественным связующим мостом к трансцендентному осознанию, так наше тело и первичная жизненная энергия могут являться естественными связующими мостами к имманентной духовной жизни. Человеческое сердце есть место, где эти энергии встречаются естественно, но происходит это, когда тело, сердце и ум свободны от конфликтов и блоков(Ferrer, 2003) — задержек энергии.
Т.о., любое стремление к целостности предполагает гармоничное развитие всех аспектов человеческой жизни. Человек, физическое тело которого непроницаемо для потока жизненной энергии и энергии сознания, не способен полностью осознать свои возможности, и это блокирует реализацию интенции.
Для гармонизации всех основных аспектов человеческой жизни, для реализации интенции автор статьи применяет интегративные трансформационные практики (ИТП).
Перед тем, как представить описание своего метода работы с задержками реализации интенции с помощью ИТП, автор делает краткий обзор современных работ, касающихся ИТП.
Краткий обзор современных работ, касающихся ИТП.
Три основные современные работы, касающиеся ИТП – это Мерфи (1993), Леонард и Мерфи (1995), и Уилбер (2000a, 2000b). В своей основе эти работы дополняют друг друга.
В своем исследовании «Будущее тела» (1993) Мерфи предлагает не только убедительные аргументы в пользу эволюционного значения ИТП, но и дает принципы применения ИТП, указывает на значение этих практик для гармоничного развития современного человека и реализации его потенциальных возможностей.
После краткого изложения четырех возможных недостатков обычных преобразующих практик, таких как усиление черт, ограничивающих развитие человека; увековечение ограничивающих убеждений; подрыв сбалансированного роста; частичное сосредоточение на конкретном опыте,- Мерфи предоставляет богатый перечень упражнений, методов и практик, которые могут быть использованы для комплексного развития человека. Некоторые из них включают: сенсорную восприимчивость, метод Фельденкрайза и терапию Райха для соматической восприимчивости и саморегуляции; психотерапию, освобождающую подавленные чувства, спортивные тренировки и соматические дисциплины для повышения жизнеспособности; эмпатию, визуализации, самораскрытие и самоанализ для роста любви; психотерапию, философские размышления, изучение философии, мифов, художественных произведений, религиозных символов для психического познания; созерцательные медитации, взаимодействие с трансцендентной сущностью и карма-йогиудля индивидуализации и самосознания.
Мерфи затем описывает набор из пяти взаимозависимых добродетелей и черт характера, которые он считает жизненно важными для всестороннего развития — честность, креативность, смелость, равновесие и устойчивость — подчеркнув, что "воспитание любой добродетели или способности может облегчить развитие более чем одного творческого свойства» (стр.726).
В более поздней работе (1995 г.) к Мерфи присоединяется Джордж Леонард — еще один пионер движения за раскрытие человеческого потенциала — и они вместе определяют ИТП, как "сложный и согласованный набор видов деятельности, которые дают положительные изменения в теле, уме, сердце и душе "отдельных лиц и групп (стр. 12). Леонард и Мерфи создали программу, основанную на ИТП. Программа включает в себя сочетание аэробных упражнений, употребление продуктов питания с низким содержанием животных жиров, наставничество и поддержку сообщества, положительные аффирмации. Но самое главное — это регулярная практика, которую они называют ИТП ката. Опираясь на такие дисциплины, как хатха-йога, боевые искусства и упражнения, основанные на достижениях современной физиологии, ИТП ката начинается с серии балансировки и центрирования движения, за которым следует период трансформационных визуализаций (специальное использование ментальных образов для укрепления тела, сердечной открытости, креативности, или других качеств, выбранных специалистом, ведущим практику ИТП ката), и заканчивается медитацией, которая сочетает в себе само-наблюдение с созерцательной молитвой. ИТП ката может продолжаться не более сорока минут, но ее продолжительность может быть продлена в соответствии с индивидуальными потребностями и желаниями практикующих.
В основе ИТП программы Леонарда и Мерфи лежит греческий принцип antakolouthia, "взаимное воплощение добродетели", согласно которому взращивание различных аспектов человеческой личности на любом уровне — соматическом, эмоциональном, психическом и т.д. — имеет благоприятное воздействие на другие уровни . Это перекрестное обучение (синергия) является одним из главных руководящих принципов ИТП: из-за взаимозависимости всех человеческих аспектов: психических, эмоциональных и физических, происходит воздействие на весь организм. По словам Мерфи, конечной целью ИТП является "интегральное преобразование" или "интегральное просвещение", то есть, «раскрытие всех наших аспектов, всех наших способностей, всех уровней развития, которые в нас присутствуют в изначальной божественности" (в Коэн, 1999, стр. 90).
Кен Уилбер (2000a, 2000b, 2001) также предложил некоторые соображения по поводу ИТП.. Опираясь на теории Ховарда Гарднера о множественности интеллекта (1983/1993), Уилбер указывает, что различные аспекты развития — познание, нравственность, сексуальность, самоидентификация и т.д. — относительно автономны, в том смысле, что человек может быть высоко развит в некоторых из них, но слабо развит в других. В соответствии с этим "Человек может быть на достаточно высоком уровне развития в одних аспектах (таких, как познания), среднем в других (например, морали), и низком в третьих (таких как духовность) "(2001, стр. 259).
Уилбер (2000a, 2000b) использует термин "ИТП" по отношению не только к комплексной программе Леонарда и Мерфи, но и к любому комплексу методов, которые культивирует все человеческие аспекты. Дополнением Уилбера является то, что плоды этой практики не следует путать с достижением абсолютной реализации. Интересно, что Уилбер видит ИТП, как "содействие факторов" для достижения того, что он считает конечной целью человеческой жизни.
Уилбер (2000b) предлагает свою собственную концепцию практики, основанной на развитие основных человеческих аспектов. С этой целью он сначала предлагает предусмотреть шесть измерений человеческой жизни: физическую, эмоционально-сексуальную (прана или ци), психическую или психологическую, созерцательную или медитативную, социальную и экологическую.. После этого он предлагает разнообразные методы развития каждого измерения: аэробные упражнения, тяжелая атлетика и здоровое питания для физического; йога, цигун и тайцзи-цюань для праны; психотерапия, визуализации и аффирмации для психологического; дзэн, Випассана или молитвы для созерцательной; общественные работы, милосердие, бескорыстная помощь и взаимодействие с другими людьми для социального; забота о природе, экологический туризм для экологического. Уилбер (2000b) гласит, что "идея ИТП проста — выбрать хотя бы одно из каждого измерения и практиковать их одновременно. Чем больше аспектов вы практикуете, тем более эффективными они становятся, тем больше вы становитесь одной большой душой "(стр. 39). Наконец, Уилбер (2000b) метко предупреждает читателя, что ИТП может не только стать нарциссической игрой для контроля эго, но также, что ее "избирательная" природа может легко перерасти в духовную «Кафе-модель» столь распространенную в нашей культуре" (стр. 126).
Таким образом, современные программы ИТП во многом основаны на эклектичной смеси из практики и методов, выбранных из многих соматических, психологических и духовных дисциплин, доступных сегодня на современном Западе. С помощью этих программ, практикующие создают собственные персонализированные интегральные программы подготовки, в которой развивают свои различные аспекты. Практика ИТП, в конечном итоге, может привести к "Интегральному просвещению" (Мерфи), либо оптимизировать появление "недвойственности одного вкуса" (Уилбер).
Изучая современные работы, касающиеся ИТП, автор видит некоторую опасность в следовании предложенным моделям ИТП. Как было показано выше, современные программы ИТП состоят из комбинации методов или практик, импортированных из западных и восточных традиций и школ. Автор согласна с (2000b) Уилбером в осторожности относительно возможности появления духовной "Кафе модели" (как отмечалось выше).
Короче говоря, ИТП программы могут легко превратиться в "мысленно" разработанные программы интегральной подготовки, в которых ум практикующего решает, какие ему выбрать самые лучшие практики и методы для развития его или ее тела, сексуальности, сердца (чувств) и сознания.
Если исходить из того, что современное западное образование сосредоточено почти исключительно на развитие рационального ума и его когнитивных функций и мало обращает внимание на развитие других аспектов человека (см., например, Гарднер, 1983/1993; Хокинг, Haskell и Линдс, 2001; Миллер, 1991), то в результате этого большинство людей в нашей культуре достигают взрослой жизни со зрелостью интеллектуального и психического аспектов, но со слабо развитыми соматическими, инстинктивными и эмоциональными аспектами. Таким образом, человек может руководствоваться общими стандартами, продиктованными социумом, модой, на те или иные позы, движения, на внешний вид. Такая практика может помешать телу порождать движения, позы, которые могут быть более естественными, жизненно важными для развития человека (Ferrer,2003) и может помешать освобождению зон задержки (блокирования) энергии.
Itself Life (Сама Жизнь)-подход к ИТП.
Исследуя источники, описывающие различный подход к ИТП и руководствуясь своим опытом терапевтической и педагогической работы, автор разработала свой подход к ИТП. Его можно назвать Itself Life-подход, он рожден из самой жизни (термин взят из названия Itself Life Terapy Стюарта Соватски, с которым автор проводит совместные программы). Это концепция универсальности жизни. «Почему Вам кажется, что на Земле должно быть множество жизней? Есть только одна жизнь, которая, будучи растительной, животной или человеческой, рождается, смеется, радуется, плачет, страдает и умирает. Всего одна. Но и это уже чудо»(Einstein in Bousquet, 1992, 22). «Когда материя превосходит уровень максимальной атомизации, она становится жизнью. Она адаптируется, подстраивается под тело любого существа вселенной» (Still, 1902, 254).
Для живой системы совершенное и абсолютное здоровье, состояние гармонии всех человеческих аспектов соответствует состоянию полнейшей коммуникации ее частей между собой и между окружающей средой. Можно представить, что это совершенство присуще основополагающей интенции любой живой системы, любого сознания. В этом смысле здоровье – это Дыхание Жизни. Поэтому, когда существует жизнь, потенциально существует и здоровье: «Здоровье невозможно потерять, так как оно центр нашего опыта» (Sills,1998, 1). Так как задержка (блокирование) энергии – это акт жизни, акт выживания, здоровье, а значит, и все потенциальные возможности находятся в ее центре. «Наше намерение – присутствовать в Здоровье, синхронизироваться с ним. Здоровье невозможно потерять. Цель – освободить здоровье, лежащее в основе задержки. Мы помогаем системе высвободить внутренний потенциал таким образом, чтобы нечто иное возникло на месте компенсаций…» (Sills, 1998, 2). Причина блокирования энергии, а, следовательно, и интенции не в здоровье, а в стремлении сознания изолироваться. Здоровье – это постоянный поиск равновесия. «Уберите все препятствия и, если вы сделаете это умело, природа доделает все сама» (Still, 1998, 300).
Автор проводит занятия ИТП с 2001 года. По мере возможности претворяет в жизнь те идеи, которые были изложены в теоретической части данной статьи. Краткое описание работы.
Я работаю с группой 15 – 30 человек, пять раз в неделю, одно занятие длится от 2-х до 3-х часов. 1 – 2 раза в месяц я провожу двухдневные семинары (обычно это уикенд). Примерно 1 раз в 2 месяца я провожу 5-ти – 10-ти дневные выездные семинары в разных странах мира.
У моих студентов есть возможность выбора, они могут посещать все мероприятия, либо приходить на занятия, когда есть желание и возможность. Кроме того, мои студенты могут пройти курс индивидуального консультирования. Также они могут пройти обучающие программы, ассистировать мне на семинарах и самостоятельно работать (вести классы йоги, сессии дыхательных интегративных психотехник, проводить трансперсональную работу с парами по авторской методике Стюарта Соватски STCW). Мы предпочитаем проводить наше свободное время вместе, а семинары все чаще становятся праздником для всех. Среди наших студентов появляются счастливые пары. Есть ощущение свободных, но, в тоже время, близких семейных отношений. Наша семья – это открытая система, в которую может войти любой новый человек, мы открыты для коммуникации. Я наблюдаю также за своим личностным ростом и убеждаюсь, что многие проблемы, с которыми я безуспешно работала с психотерапевтами довольно длительное время, просто ушли. Я чувствую свое тело более открытым и здоровым, чем 20 лет назад и воспринимаю это как естественный эволюционный процесс. В результате наблюдения за изменениями в различных аспектах моей живой структуры и моих студентов (телесных, сексуальных, эмоциональных, интеллектуальных, психических, духовных), а также отзывов моих студентов, членов их семьи, лечащих врачей и психологов, консультирующих их, а также по результатам ведения личных дневников студентов, по результатам диагностики, проведенной в ходе индивидуального консультирования, могу утверждать, что метод ИТП приводит к гармонизации всех человеческих аспектов практикующих (телесных, сексуальных, эмоциональных, интеллектуальных, психических, духовных).
Первой установкой в работе с группой является: «Вы уже имеете здоровье, вы уже имеете бесконечное количество возможностей. Они принадлежат Вам по праву рождения. Вы сами творите свой мир».
Как проходит 2-х часовое занятие ИТП.
1. Теоретическая часть. Необходима для активизации интеллектуального аспекта, когнитивная настройка на занятие.
2. Работа с сознанием. Работа с состоянием присутствия и вниманием.
3. Работа с дыханием, начало телесной работы, осознание телесных сигналов.
4. Работа со звуком. Использование целительного потенциала звука.
5. Направленная визуализация, работа с намерением (интенцией) через визуальные образы.
6. Дыхательная интегративная психотехника.
7. Телесная работа. Разминка. Упражнения на растяжение, упражнения из практики хатха йоги (асаны). Постоянный акцент на осознание телесных сигналов, синхронизация физических движений и дыхания.
8. Основной комплекс (каждый комплекс проводится 40 дней – закрепление новых качеств). Упражнения из практики кундалини йоги. Динамические пранаямы.
9. Релаксация. Саундхилинг (работа со звуком). Это может быть гонг-медитация, звуки поющей чаши, шрути-бокс, вокал или аудиозапись звуков дельфинов.
10. Спонтанные асаны, спонтанное движение, спонтанное дыхание. Завершающая часть занятия, в ходе которой студенты создают свою практику. Начало практики сопровождается направленной визуализацией для продолжения работы с намерением.
11. Завершающая релаксация.
После окончания занятия, если есть возможность, я провожу арттерапию. Обычно мы рисуем мандалы (индивидуальные, парные, групповые). После арттерапии – шеринг.
Работа с видеоматериалом
Видеозапись занятия ИТП Светланы Дороганич можно посмотреть на DVD диске «Интегративные трансформационные практики. Работа с намерением».
Материал для практикующих.
Именно такую Интегральную Трансформационную Практику (ИТП), которая даст возможность воскресить утраченные способности, оживить тело и сознание, вернуть способность творить свой мир, я предлагаю Вам изучить по материалам моего DVD диска или на практических занятиях и семинарах. За два часа практики вы пройдете все 4 этапа освобождения зон задержки энергии и реализации намерения. В этой работе я называю ИТП – практикой йоги.
1 этап. Состояние присутствия и внимание к своему физическому телу, соединение с состоянием тела «здесь и сейчас». Осознание своего эмоционального состояния.
В начале класса йоги будьте внимательны к состоянию Вашего тела и к Вашему эмоциональному состоянию. Если Вам очень неудобно сидеть в предложенной позе (сидхасане), сядьте в любую сидячую позу, при условии, что ваше тело будет симметрично относительно оси позвоночника (я не рекомендую, например, сгибать одну ногу, а другую оставлять прямой и, пожалуйста, следите, чтобы колени были на одном уровне). Следите за дыханием. Наблюдайте, как происходит вдох и выдох. Дыхание должно быть более глубоким, чем обычно, связным (т.е. вдох сменяется выдохом без паузы). Наблюдайте, как в процессе дыхания расслабляется тело и успокаивается ум.
«Ты знаешь, что наше дыхание – это вдыхание и выдыхание воздуха. Предназначенный для этого орган – легкие – располагается вокруг сердца, так что воздух, проходя через них, тем самым, охватывает сердце. Таким образом, дыхание – это естественный путь к сердцу. И поэтому, собрав свой ум внутри себя, вводи его в канал дыхания, по которому воздух достигает сердца, и заставляю свой ум, вместе с этим вдыхаемым воздухом, спускаться в сердце и оставаться там. Приучай его, брат, не выходить из сердца слишком скоро, ибо поначалу он чувствует себя очень одиноко в этом внутреннем затворе. Но когда он к нему привыкает, то, напротив, начинает испытывать неприязнь к бесцельному кружению снаружи…, потому ум, когда он соединяется с сердцем, наполняется несказанной радостью и восторгом. Тогда человек видит, что Царство Небесное воистину внутри нас» (Kadlubovsky & Palmer, 1977, стр. 33).
Будьте внимательны к предложенным Вам упражнениям на визуализацию, они очень эффективны. Если сразу не получается, пробуйте снова и снова. Радуйтесь, позитивно воспринимайте даже самые небольшие достижения, через некоторое время вы будете реально удивленны положительными результатами и новыми способностями. Этот этап позволяет войти в расширенные состояния сознания, уменьшить контроль эго, готовит сознание к осознанию истинных потребностей. Пожалуйста, прислушайтесь в совету «ничего не ждать», освободитесь от мыслей и любых ожиданий с помощью концентрации на дыхании и телесных сигналах.
2 этап. Осознание своих потребностей, сигналов тела (слышать «зов» тела). Работа с «внутренним целителем»: призывать источник вдохновения, творческую энергию для реализации потребностей (формулирование намерения).
После подготовки Вашего тела и сознания Вам будет предложено сформулировать намерение. В ходе этой работы я также использую визуальные образы(как правило, это архетипические образы, в том числе, мифологические). Я работаю с образами стихий (света, воды, Солнца, огня, воздуха, Земли и т.д.) мужского и женского начала ( Шива-Шакти, Мать-Отец, Земля-Небо и т.д.), животных силы, зерна, цветка и др. Будьте очень внимательны при работе с образами. При формулировании намерения используйте только спонтанные образы, которые приходят к Вам сразу (в течение первых 10-ти секунд) после моей просьбы визуализировать Ваше намерение или желание. Постарайтесь сохранить устойчивую визуализацию в ходе работы с образом зерна. Зерно – это символ оплодотворенной яйцеклетки, он несет жизнь в потенциале, со всеми ее бесчисленными возможностями. Будьте внимательны при работе с этим образом. Это реальная и эффективная работа с намерением.
После начала осознанного, связного, более активного, чем обычно, дыхания, постарайтесь сосредоточиться только на самом процессе дыхания.
В процессе телесной работы осознавайте зоны тела, которые подают Вам сигналы в виде дополнительного напряжения, болевых симптомов. Обычно, это зоны телесного дискомфорта. Все время будьте в контакте с этими телесными зонами, посылайте туда свое внимание и дыхание, представляйте, что Вы делаете вдох и выдох через эти зоны. Вы также можете добавить визуализацию: представляйте, что с вдохом в зону дискомфорта проникает свет, а с выдохом их этой зоны выходит серый дым. Вы будете приятно удивлены, когда «увидите», что через некоторое время выдыхаемый Вами воздух будет становиться все чище и чище. Пожалуйста, осознавайте, что с зонами телесного дискомфорта (также может появиться и эмоциональный дискомфорт) работает Ваш Внутренний Целитель, будьте благодарны мудрости Вашей живой структуры, которая показывает Вам телесные симптомы, с которыми нужно работать. Призывайте творческую энергию, которая приходит на освобожденные зоны задержки энергии и несет с собой новые возможности для Вашего тела и сознания и, следовательно, на реализацию намерения. Это и есть та самая потенциальная Темная Энергия, для движения которой вы освобождаете пространство через осознанную практику йоги. Постарайтесь просто наблюдать за процессами, происходящими в Вашем теле и сознании, не давая им оценку. Пожалуйста, доверьтесь глубинной мудрости Вашего Внутреннего Целителя, позвольте ему совершить работу без участия Вашего рационального ума. Поверьте, Ваше тело мудрее, чем Вы предполагаете.
Если какие-либо позы йоги у Вас не получаются, делайте их по мере возможности, не напрягаясь. Любое углубление позы совершайте только на выдохе на релаксации. Напряженное тело растянуться не может, она способно только травмировать себя. Используйте следующий способ дыхания: короткий вдох и длинный выдох, делайте упражнения на растяжение и углубляйте позу во время выдоха.
Во время релаксации (шавасаны) освободитесь от мыслей, телесных напряжений, слушайте мой голос и постарайтесь отдохнуть. Если в процессе релаксации Вы обнаружите дискомфорт в теле, также как и во время телесной работы посылайте в эту зону внимание и дыхание.
3 этап. Появившаяся в результате такого «зова» творческая энергия регулирует исцеление и/или созревание тела путем разработки или выбора собственной практики.
З этап – это время выбора собственной практики, время спонтанной йоги. Вот как описал этот процесс Стюарт Соватски в своей книге «Эрос, сознание, кундалини»:
«Мы ищем, как оживить наши йогические практики – одиночные или парные – энергией возвышающей страсти. Когда мы обращаем внимание на тонкости движения и ощущения – телесный язык тайны – то начинаем преобразовывать более формальные упражнения в спонтанное искусство. Йогу редко преподают в этом контексте. Обычно мы учим позы как растягивающие упражнения, которые следует удерживать и совершенствовать, а не как репертуар глубоких и страстных жестов самовыражения, обладающих внутренне присущим стремлением к совершенству. Дух или качество страсти, привносимое нами в эти практики, столь же важно, как и сами практики. Но как же найти эту страсть?
Пуристский подход состоит в медитации в состоянии покоя до тех пор, пока тело не начинает двигаться само по себе, сколько бы времени для этого не по требовалось, что иногда называют «ожиданием возлюбленного». Этот подход воспроизводит спонтанное рождение многих поз йоги в ситуации, сходной с первым потягиванием человека при пробуждении. Здесь неподвижность медитации создает возможность накопления праны – жизненной энергии пранамайя коши – до определенного уровня, после чего, прана, направляемая своим внутренним разумом, движет тело в точности так, как это необходимо для высвобождения напряжений и блокированных эмоций, преобразования желаний, открытия нади (тонких каналов), и стимуляции чакр. Нас убеждает во вхождении в возвышающую страсть спонтанность движения, не зависящая от эгоического выбора или желания. Движения йоги ощущаются как акты смиренного поклонения, и каждая асана представляет собой телесную форму молитвы. Однако, не всякий способен посредством медитации пробуждать прану до такой степени, что результатом становится сахаджа, или спонтанная йога.
Существует несколько способов произвольного управления дыханием в качестве подготовки перехода к более спонтанным движениям. Пожалуй, самый легкий способ состоит в том, чтобы очень медленно входить в серию асан, или поз йоги, при этом дыша так же медленно, как вы двигаетесь. В синхронизацию дыхания, движения, и сосредоточения вовлекается и прана, и на каком-то этапе вы почувствуете, как будто вы больше не двигаетесь по своей воле, а движимы самой праной. Оставляя позади мирские мысли и сливаясь умом с оттенками ощущений тела, вы будете незаметно входить в медитативное состояние. Таким образом, позы и вариации развертываются в движении как перетекание из одной асаны в другую, известное в йоге под названием виньяса (перетекание позы).
Третий способ открытия возвышающей страсти состоит в накоплении праны с помощью энергичного йогического дыхания, например, описываемых далее техник капала-бхати или бхастрика. После серии таких стимулирующих вздохов, вы ощутите мощный заряд энергии или преобладающую эмоцию, и сможете начать входить с этими чувствами в различные асаны до тех пор, пока не включится спонтанность движения.
Иногда эту страсть может пробуждать кумбхака – длительная приостановка дыхания – или просто очень глубокий выдох. Еще один способ состоит в использовании специальных упражнений, которые стимулируют пять полей пран – голову (удана), грудь (прана), середину туловища (самана), живот (апана), и распространяющееся поле (вийяна) – а также различные нади и чакры с помощью точной последовательности йогических практик.
Для пробуждения праны можно использовать все более точное выполнение позы. В данном случае, совершенствование асаны подобно совершенной настройке инструмента на определенную тональность. Когда тон становится совершенным, могут ощущаться сильные вибрации энергии, и одна асана следует за другой в соответствии с нашими специфическими нуждами. Удерживание позы дольше первых пределов неудобства может инициировать йогическую страсть и спонтанные асаны и пранаямы, или даже танцевальные движения. Мы должны позволять себе двигаться даже при малейших внутренних побуждениях.
Изредка, сублимативная страсть способна – заставлять нас входить в асаны так, как нам не удалось бы посредством любых намеренных попыток. Как будто нашему телу необходимо быть в той или иной асане в течение конкретного времени, чтобы вызвать в точности те эффекты, которые требуются для нашего развития. Возможно, вы обнаруживали, что хроническое напряжение, в действительности, удерживается из-за того, что вы отождествляетесь с ним, и привычно зажимаете свои мышцы изнутри. Отказ от напряжений кажется пугающим, хотя, на самом деле, более проблематично держаться за них. Вы можете постепенно открыть для себя, как вы внутренне зажимаете собственное тело, и как этот «самозажим» ослабляется во время практик йоги.
Другие, более незаметные сокращения мышц живота перемещают сексуальную энергию к манипуре – важному центру преобразования, а также могут заставлять сокращаться межреберные мышцы, перемещая энергии дальше, в нади в грудной клетке. Разнообразные пульсирующие движения в горле, грудной клетке, крестце, пояснице, и промежности, наряду с микродвижениями век, мышц носа, пальцев рук и ног, головы, и даже кожи черепа переносят сублимированные энергии по всему телу. И опять, именно нюансы придают каждому движению глубину чувства и выражения, раскрывая его радости и смыслы.
В конце концов, становится ясно, что вы переходите от одной практике к другой, по своему совершенно выражая возвышающую страсть. Вращение шеи на вдохе, затем выдох с гудящим звуком «хммм» в горле, который переходит в улыбку, когда вы выпускаете воздух и вытягиваетесь вперед на полу в позу кобры, затем подтягиваете ноги под себя, садясь и неподвижно сидя со скрещенными ногами; за этим следует сложная серия движений рук и пальцев, или мудр, в которых настроение меняется с каждым наклоном каждого пальца – бесчисленное множество вариаций, каждая из которых уникальна для данного момента. Так, некоторые тексты утверждают, что существует 8400000 асан йоги»
Я советую Вам идти в свое путешествие в спонтанную йогу вместе со Стюартом, ибо лучше никто из наших современников этот процесс не описал.
4 этап. В результате удовлетворения этих потребностей, осознания сигналов («зова») тела, преобразования потенциальной энергии в творческую, кинетическую энергию, в человеке проявляются новые навыки и возможности в соответствии с динамикой развития тела, что приводит к высвобождению блокированной энергии и информации из зон задержки, возвращает информацию об утраченных личностных качествах человека, помогает реализации намерения.
Когда Вы будете созидать свою практику, чувствуйте свое тело телом человека, намерение которого уже осуществилось, дышите так, как если бы Вы уже претворили свое желание в физической реальности. Как Вы чувствуете себя с новыми возможностями? Потренируйтесь у себя дома, в безопасном пространстве, тренируйте новые навыки, тогда Вам будет легче проявлять их среди других людей, в социуме. Будьте уверены, что Ваше намерение уже претворяется не только в Вашем уме, но и в физической реальности. Исследуйте себя, свое тело, свое дыхание: что нового появилось у вас после очередного занятия йогой для работы с намерением.
После занятия нарисуйте мандалу — спонтанный рисунок в круге. Рисуйте до тех пор, пока мандала не начнет Вам нравиться. Назовите Вашу мандалу так, как если бы это была Ваша картина, подпишите число, когда вы ее нарисовали и повесьте в том месте, где Вы будете наблюдать ее постоянно. Мандала работает до тех пор, пока Вы обращаете на нее внимание. Если Вы будете проходить мимо нее и не замечать, значит, она потеряла свою силу. Можете снять ее со стены и поместить в специальный альбом. Это удивительно эффективный способ работы с намерением, хотя не всегда понятен механизм его работы. Эту практику можно назвать волшебной.
Также записывайте свои сны, они могут дать много информации, порой, самой неожиданной. И, конечно, осознавайте сигналы из внешнего мира, помните мир постоянно «флиртует» с Вами, не проходите мимо информации, которую он пытается до Вас донести.
Пожалуйста, если Вы хотите добиться желаемого и претворить в жизнь свое намерение, занимайтесь по DVD диску или на практических классах или семинарах каждый день не менее сорока дней подряд (без перерыва). Желательно это делать в одно и то же время. За это время Ваша центральная нервная система перестроится, и будет функционировать согласно новым возможностям (за 40 дней ЦНС формирует новый условный рефлекс).
ИТП в воде.
С 1994 года я работаю с детьми, страдающими гидрофобией. В ходе тестирования групп детей, занимающихся в реабилитационной группе, выяснилось, что 90 % детей с проблемой гидрофобии имеют в анамнезе осложненные роды. С 1999 года я также работаю с взрослыми людьми, имеющими проблемы гидрофобии. Для работы с такого рода клиентами, я использовала ИТП в воде. Впоследствии я также стала применять эти методы для работы с моими постоянными группами студентов, практикующих ИТП.
Разновидности ИТП в воде (индивидуальная и групповая работа):
— свободное погружение на глубину до 10 метров на задержке дыхания и спонтанные асаны в воде — метод применяется для работы с последствиями родовой травмы у взрослых и детей, а также как метод самоисследования и самоисцеления, открытия новых возможностей, активизация всех человеческих аспектов, активизации целительного потенциала расширенные состояния сознания (Дороганич С.Д., «Холодайвинг – возвращение в океан», 2001)
— watsu как психотехника, водный ребефинг — методы применяется для работы с последствиями родовой травмы у взрослых и детей, телесная работа с зонами задержки энергии, глубокая релаксация, работа с нарушениями сна, эмоциональными расстройствами, сексуальными проблемами (Дороганич «Программа ОНР Осознанное новое рождение»,2003).
— ИТП с дельфинами, дельфинотерапия, дельфин-йога, психофизическая реабилитация детей с особенностями развития при участии дельфинов — методы применяется для работы с последствиями родовой травмы у взрослых и детей, для детей с нарушениями ЦНС, а также как метод самоисследования и самоисцеления, открытия новых возможностей, активизация всех человеческих аспектов, активизации целительного потенциала расширенные состояния сознания (Дороганич С.Д., «Животные-целители», 2005, «Прикосновение дельфина», 2007, «Дельфинотерапия, как одно из направлений трансперсональной психологии и психотерапии»,2005. Е. Колокольцева «Лучший учитель», 2010)
В названии моих авторских семинаров – смысл и направление моей деятельности:
- Рождение в духе. Энергия Кундалини в дыхательных интегративных психотехниках и практике йоги.
- Диалог с телом: телесная работа в интегративных транформационных практиках и дыхательных психотехниках. Интеграция в отношениях.
- Спонтанные асаны и свободное дыхание. Практика йоги как эротическое искусство.
- Поклонение возлюбленным. Семинар по париянга йоге. Трансформационная работа с отношениями.
- Кольцо царя Соломона. Глубинное воссоединение человека и природы. Адекватное взаимодействие с миром через погружение в неизведанные глубины себя.
- Холодайвинг — возвращение к истокам.
- Человек и дельфин – тренинг новой коммуникации.
- Сотвори свою мечту. Работа с намерением. Интегративные транформационные практики.
Резюме
Основным результатом работы автора статьи явилось содействие тем природным возможностям, которые имеет в потенциале каждый человек. Через ИТП практикующие научились осознавать, самостоятельно регулировать процесс развития всех аспектов своей живой структуры, своего Бытия – тела, инстинктов, эмоций, сердца (чувств), ума, сознания, души и духа, а также постепенно интегрировать эти аспекты, достигая автономии и зрелости. И это реализуется через простые, но мощные практики, которые стремятся открыть эти аспекты живой структуры человека и позволить свободно циркулировать как жизненной энергии, так и энергии сознания, реализовывать истинные намерения человека. И когда эти аспекты подстраиваются к этим энергиям, эволюция человека начинает происходить изнутри, вне зависимости от внешних стандартов и идеалов.
Метод ИТП Itself Life (Сама Жизнь) практически свободен от идеологического и метафизического багажа, он имеет не сектанский характер работы, что делает его привлекательным для людей из самых разных психологических, социальных, культурных и духовных ориентаций, которые, как правило, приносят новое чувство творческой жизнеспособности в свою личную жизнь, профессиональную и социальную деятельность.
Список литературы:
1. Стюарт Соватски «Эрос, сознание и кундалини», М., 2008
2. Кен Уилбер «Проект Атман», М, 2004
3. Карл Густав Юнг «О природе психе», М, 2002
4. Л. М. Веккер «Психика и раельность», М, 1998
5. Майкл Мерфи «Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека», М, 2009
6. Пьер Трико «Тканевый подход в остеопатии. Модель тела, наделенного сознанием», С-П, 2008
7. Хорхе Феррер « Новый взгляд на трансперсональную теорию. Человеческая духовность с точки зрения соучастия», М, 2004
8. С.Д.Дороганич « Дельфинотерапия, как одно из направлений трансперсональной психологии и психотерапии». Ярославский государственный университет «Психотехнологии в социальной работе». Выпуск 10. Ярославль, 2005
9. Jorge N. Ferrer ( 2003) «Integral Transformative Practice: A participatory perspective». «The Journal of Transpersonal Psychology». Palo Alto, California.
10. Jorge N. Ferrer, Ramon V. Albareda, and Marina T. Romero (2004)
«Embodied Participation in the Mystery: Implications for the Individual, Interpersonal Relationships, and Society»
11. Heron, J. 1998. Sacred science: Personcentered inquiry into the spiritual and the subtle. Roos-on-Wye, United Kingdom: PCCS Books.
12. Murphy, M. 1993. The future of the body: Explorations into the further evolution of human nature. New York: Jeremy P. Tarcher/ Perigee.
13. Wilber, K. (2000a). A theory of everything: An integral theory for business, politics, science, and spirituality. Boston; Shambhala.
14. Wilber, K. (2000b, Fall/Winter). Integral transformative practice: In this world or out of it? What is Enlightenment, 18, 34-39, 126-27, 130-31.
15. Wilber, K. (2001). The eye of spirit: An integral vision for a world gone slightly mad. (Rev. ed.). Boston: Shambhala.
16. Sovatsky, S. (1994). Passions of innocence: Tantric celibacy and the mysteries of eros. Rochester, VT: Destiny Books.
17. Sovatsky, S.(2005). Your perfect lips. iUniverse, Ins. New York. Lincoln Shanghai.
18. Brinette , Jean-Louis (1992). Etiomedicine. Mulhouse.
19. Fryman, Viola M. (1998). Collected Papers of Viola M.Fryman: American Akademy of Osteopathy.
20. Still, Andrew Taulor (1892-1902). Phylosophy and Mechanical Principles of Osteopathy. Kansas City.
21. Sills, Franklin (1998).Biokinetics, Biodinamics and Intent in Craniosacral Work. Positive Health Issue №19.
22. Tricot, Pierre (2000). Le mecanisme respiratoire primaire existe-t-il? Apostill.
Сведения об авторе:
- медицинский психолог;
- трансперсональный психотерапевт европейского регистра (ЕВРОТАС);
- преподаватель кафедры трансперсональной психологии Института Психоанализа,Москва
Дороганич Светлана Дмитриевна
Information about the author:
- Medical psychologist;
- Transpersonal psychotherapist of European Register (EUROTAS);
- Teacher of the transpersonal psychology department of the Institute of Psychoanalysis, Moscow;
Svetlana Doroganich
Какая же замечательная вдохновляющая на работу с собой статья. Всем рекомендую. А какой замечательный список литературы и сколько новых возможностей для самопознания и улучшения коммуникации с окружающими людьми и миром! Спасибо огромное, Светлана!